1. ЭНЕРГЕТИКА
- Насколько энергетика соответствовала содержанию выступления?
- Достаточен ли энергетический посыл? Имеет ли смысл добавить или убавить энергетики? Если менять, то на сколько баллов (процентов)?
- Не терялась ли энергетика по пути к слушателю из-за взгляда в сторону или удаленности от зрителей?
- Достаточно ли широк энергетический диапазон выступления? Или оратор монотонно работал все время только на одной волне?
- Какие параметры стоит подключить для создания энергетики? Это могут быть изменения громкости голоса, жесты, передвижения по аудитории, мимика.
2. МЕТАСООБЩЕНИЕ
- Какое невербальное сообщение — о себе, о слушателях, о материале — транслировал оратор? Насколько оно удачно и осознанно подобрано?
- Насколько метасообщение подходило по смыслу к содержанию презентации?
- У оратора было только одно метасообщение или несколько?
3. ЕСТЕСТВЕННОСТЬ (КОНГРУЭНТНОСТЬ)
- Было ли естественным и искренним выступление оратора? Не возникало ли иногда ощущения наигранности, фальши, притворства?
- Насколько сочетались жесты, голос, движения, метасообщение друг с другом? Какие параметры стоит подкорректировать?
4. ГОЛОС
4.1. Громкость
- Хорошо ли было слышно оратора?
- Не нужно ли добавить или убавить громкость?
- На сколько процентов громче или тише? Помним, что должен быть запас громкости, чтобы не заставлять аудиторию прислушиваться.
4.2. Темп речи
- Оптимальна ли скорость речи?
- Не нужно ли помедленнее (на сколько %)? Побыстрее (на сколько %)?
- Проблема именно в быстром темпе или в отсутствии смысловых пауз?
4.3. Интонации
- Насколько богат интонационный диапазон?
- Насколько хорошо оратор играл интонациями?
- Не была ли речь монотонной, на одной волне?
- Интонации звучали естественно или фальшиво?
4.4. Четкость. Дикция
- Все хорошо или съедались окончания, какие-то звуки произносились нечетко?
- Нечеткость возникала скорее из-за быстрой, торопливой речи или из-за плохого произношения звуков?
5. СЛОВА-ПАРАЗИТЫ
- Насколько много слов-паразитов? Каких?
- Сильно они режут слух или незаметны?
- Какие слова-паразиты в первую очередь стоит убирать?
6. ПАУЗЫ
6.1. Зависания
- Насколько часто оратор «зависал», терял мысль, сбивался?
- Что нужно сделать, чтобы «зависания» не были так заметны?
6.2. Смысловые
- Достаточно ли смысловых пауз? Или стоило их добавить?
- В нужных ли местах оратор делал смысловые паузы?
- Достаточно ли хорошо паузы подавались? Или стоило добавить солидности и весомости этим паузам за счет жестов, движений, взглядов?
7. ПОЗА
- Прямая осанка?
- Приподнятая голова?
- Направленность к слушателям (а не от слушателей)?
- Устойчивости в ногах?
8. БАЗОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ РУК
- Насколько удачно выбрано базовое положение рук у оратора?
- Позволяла ли эта база легко жестикулировать или, наоборот, сдерживала движения?
- Не было ли лишних предметов в руках: ручки, листков бумаги, тетради?
- Оратор использовал при жестикуляции только одну базу или несколько?
9. ЖЕСТЫ
9.1. Симметрия
- Не было ли «кривизны» в том, как оратор жестикулирует?
- Работали обе руки или только одна?
9.2. Широта
- Не боялся ли оратор широких жестов?
- Отделял ли локти от боков?
- Не было ли подергивания кистей рук?
9.3. Законченность
- Были ли микропаузы в конце каждого жеста у оратора?
- Руки возвращались в базовое положение плавно или падали как плети?
9.4. Открытость
- Если руки сжимались в кулаки или были обращены к слушателям только тыльной стороной ладони, то стоит порекомендовать оратору делать более открытые жесты.
9.5. Жесты-паразиты
- Потирание носа, подбородка, поправление очков, прически. Эти и другие малоосмысленные жесты создают «белый шум» и не несут полезную информацию слушателям. При необходимости указываем оратору на эти лишние движения.
9.6. Соответствие жестов и слов
- Не было ли противоречия между словами и жестами?
- Жесты и слова дополняли и усиливали друг друга или шли вразнобой?
10. ПЕРЕДВИЖЕНИЯ ПО АУДИТОРИИ
- Насколько грамотно оратор передвигался по аудитории?
- Не поворачивался ли спиной?
- Фиксировался ли в конечных точках?
- Менял ли траекторию и скорость движения?
- Не пятился ли назад?
- Не вторгался ли в личностное пространство слушателей?
- Позиции, в которых чаще всего стоял оратор, — насколько они оптимально подобраны? Или лучше было бы выбрать другое расположение в пространстве?
- Не двигался ли оратор слишком много (не мельтешил ли)? Или, наоборот, слишком мало (сделал всего два шага и всё)?
11. АКТЕРСКОЕ МАСТЕРСТВО
- Использовал ли оратор элементы актерского мастерства?
- Насколько уместно он это делал?
- Получалось ли играть естественно, или слегка фальшивил?
12. КОНТАКТ ГЛАЗАМИ
12.1. Без мертвых зон
- Всех ли слушателей оратор охватывал своим вниманием?
- Не «терял» ли какие-то зоны в аудитории?
12.2. Длительность
- Достаточна ли длительность контакта глазами? Или взгляд бегающий, мелькающий?
12.3. Хаотичность
- Насколько предсказуема была траектория движения взгляда у оратора?
12.4. От сердца к сердцу
- Усиливал ли оратор свой взгляд поворотом корпуса? Или поворачивал только голову (зрачки)?
12.5. Усиление контакта
- Усиливал ли оратор контакт глазами со слушателями с помощью жеста, движения, вопроса?
13. ВЫХОД НА ПУБЛИКУ
- Как оратор выходил на публику?
- Не поправлял ли одежду?
- Выдержал ли начальную паузу?
- Собрал ли взгляды?
- Начал, когда аудитория уже была готова его слушать, или поторопился (передержал)?
14. СЛОВЕСНАЯ ИМПРОВИЗАЦИЯ
- Насколько хорошо оратор владеет навыком словесной импровизации?
- Умеет сглаживать запинки и заполнять паузы?
- Спонтанно отвечать на неожиданные вопросы?
- Удавалось ли ему импровизировать не только красиво, но и осмысленно Украшала ли импровизация его выступление?
- Использовал ли оратор все приемы для словесной импровизации: ассоциации, вопросы, по последнему слову — или только какой-то один прием?
15. ЦЕПЛЯЮЩИЕ ВОПРОСЫ
- Использовал ли оратор вопросы для налаживания контакта со слушателями?
- Какие вопросы преобладали: «риторические ко всем», «риторические к конкретному слушателю», «описание реальности», «просьба о подсказке»?
- Удавалось ли оратору владеть аудиторией, отвечая на вопросы? Или иногда слушатели перехватывали инициативу?
16. ПРИНЯТИЕ АПЛОДИСМЕНТОВ
- Насколько спокойно и с достоинством оратор принимал аплодисменты? Не было ли попыток убежать со сцены раньше, чем необходимо?
- Удалось ли оратору послать в зал сигнал, что пора аплодировать? Или аудитории было непонятно, завершилось уже выступление или еще продолжается?
Все эти аспекты публичной речи мы будем «прокачивать» на тренинге «УЧИМСЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО» 2 ноября 2019 года.
Подробности и заявка на регистрацию по ссылке: http://orator.sbaranov.com/
Подробная программа высылается по запросу.
ПРИХОДИТЕ, ЭТО МЕНЯЕТ ЖИЗНЬ!!!